МОРТИДО КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ, или Вечер с душевнобольными и подонками
avatar

Случилось неожиданное. Меня попросили посмотреть фильм. Не рекомендовали — а именно попросили. Мое мнение относительно кино, оказывается, важно. Ну что… Я тут же вознеслась в собственных глазах — и почувствовала большую ответственность.

Фильм называется «Меланхолия», поставлен в 2011 году «догматиком» Ларсом фон Триером. Зрелище медленное, тяжелое — и безотрывное, особенно во второй части. Камера удивительная: она то парит на высоте небоскреба, открывая удивительной красоты картины земной жизни, то летит рядом с лицами, руками, платьями, спотыкается, тащит за собой взгляд.

Со сценарием — то же ощущение двойственности. Словно я посмотрела два фильма. Один про разрушающую силу женственности. А вы думали, женщины — это одно только созидание и возрождение? Отнюдь.

Второй — об отчаянной попытке сохраниться и выжить, попытке, обреченной заранее на провал, ибо нефиг. У Триера это вообще любимое: да, все плохо и будет еще хуже. Почему? А вот так. Талантливейший человек, но — меланхолик. И фильм снял, можно сказать, про самого себя. Впрочем, он не один такой.

Можно еще сказать, что первая часть посвящена мортидо, вторая — либидо. Ох, ничего себе либидо, скажете вы. Ну уж какое есть, это же Триер, а не Залман Кинг. Хотя я тут посмотрела «Дневники красной туфельки», так там тот же мячик, только в профиль. Но понежнее, конечно.

Про что кино? Главная героиня, Джастин, со свадьбы которой начинается фильм, сначала очень старается быть счастливой — но ей, конечно, не дают. Извините, я сейчас простыми и понятными словами буду выражаться, выйдет ненаучно — зато доходчиво.

Габи, мать обеих дам, о которых в фильме речь — бессердечная паскуда, а отец — придурок. Плюс еще начальник невесты — редкостное дерьмо. Все трое очень стараются испортить бедной девушке праздник, и это им в конце концов удается. Довершает дело сестрица Клэр, которая, очевидно, мечтает о том, чтобы у Джастин поскорее обострилась то и дело настигающая ее душевная болезнь — и с этой целью очень своевременно вонзающая ей, словно вилку в глаз: «Ты целый вечер просто врешь всем нам!»

Наверное, она мечтает, да. Между сестрами всегда соперничество — и любовь. Мортидо — и либидо. Разрушить и воссоздать. Вот они с Джастин, не щадя никого, разрушают только что свершившийся брак — и потом дружно борются за воссоздание тяжело пошатнувшейся психики бывшей невесты.

Зачем они обе это делают? Если подняться мысленно над их поступками, над жестокими словами, то можно увидеть, что они обе не знают, как правильно, как надо. Не знают, что будет дальше — и хотят узнать. А для этого есть только два пути: создавать, лепить, строить — или подтачивать, резать, крушить. Два слова: Да и Нет.

И оба способа годятся для познания, вот что. Правда, сказав Да, никогда не узнаешь, что было бы, если было бы выбрано Нет — и наоборот. Но тут уж ничего не попишешь. Как говорят в Америке, нельзя выиграть все.

Вторая часть фильма показывает нам другую Клэр, уже заполучившую больную сестру к себе в подопечные — и счастливую от ощущения своей власти над ней. Эта власть прекратится, когда катастрофа… да, там еще такие события разворачиваются под девизом «умри-все-живое»! Так вот, катастрофа станет неминуема, и Клэр придется просить сестру о том, чтобы посидеть напоследок на террасе с бокалом вина — а Джастин в ответ назовет эту идею полным дерьмом, и построит волшебную пещеру из длинных толстых веток, где они втроем с сынишкой Клэр встретят конец планеты Земля. Да, под конец командовать парадом будет Джастин, и Клэр, в ужасе бегущая с сыном куда-то в деревню, потом вернется к сестре, потому что больше ей возвращаться некуда.

В общем, ничего хорошего, и когда начинаются финальные титры, невольно облегченно вздыхаешь: уф, слава тебе, Господи, этот фильм закончился.

Слава Богу, это только кино, а значит, можно отстраниться с некоторой даже легкостью. От плохого и противного всегда ведь хочется отойти подальше. Но некоторые моменты ложатся в память — и валятся потом в подсознание. Наверное, это сугубо мое личное — но правда, если уж смотреть «Меланхолию», то задуматься стоит. А то будете потом, как Волобуев в Афише, рассказывать, что это фильм о невротичке, которая вообразила свою голову планетой. И это будет означать, что два часа вашего драгоценного времени были потрачены абсолютно зря.

Лучше уж тогда в футбол сыграть или вышивкой заняться. Все-таки польза.

P.S. А это вот удивительной красоты кадр из второй части фильма. Впечатлил даже больше, чем приближающаяся планета. Рекомендую кликнуть — и посмотреть в полноразмерном варианте, оно того стоит.


Комментарии

МОРТИДО КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ, или Вечер с душевнобольными и подонками — 3 комментария

  1. Да и не смотри, Аня. Он правда тяжелый. И голову еще нагружает.
    Я сама, когда включила на айпаде Megogo (интернет-кинотеатр такой) и увидела, что второй сезон Кухни вышел — так весь Триер минут на 5 из головы испарился! Но обещание есть обещание, пришлось Кухню отложить на потом.

  2. Пишешь ты интересно,но фильм смотреть не буду,Триер всё-таки специфичен,я такие фильмы сразу выключаю,пока не началась депрессия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Продемонстрируйте Вашу человечность. Решите примерчик. * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.