«Это было нелегко» (с). Но я все-таки пересилила себя и посмотрела «Матч Пойнт» еще раз, теперь от начала до конца – чтобы понять, почему же меня так зацепила наша связь с тобой.
Я закончила смотреть его минуту назад, поэтому то, что я скажу, возможно, будет выглядеть несколько хаотично.
На пути каждого, кто идет вверх, встречаются препятствия. Это разумно, иначе что же это за путь? А среди препятствий самые опасные – это страсти, и еще – ипохондрия. Желание страдать, наслаждение от страдания.
Крис с самого начала воспринимал жизнь как трагедию, и в этом он честно признается Хлое еще до того, как сделать ей предложение. В конце фильма, говоря с умершими и пытаясь оправдать свой самый тяжкий грех – детоубийство, он произносит фразу: «Софокл сказал: возможно, для того, кто не родился, это самое большое благо». Только ли о своем неродившемся ребенке он говорит? Нет, это и о нем самом.
Крис совершает ошибку, начиная врать и тянуть время – но ошибка ли это? Кажется, что он не может выбрать между Нолой и своей женой – но глубинная причина заключается в том, что он всей душой тянется к страданию. Вовсе не престижную работу и прекрасную квартиру с панорамным остеклением он боится потерять, и его старый приятель напоминает ему о том, как призрачна эта потеря: «Ты уже в бизнесе и можешь теперь найти работу в другой фирме».
Он боится потерять свое страдание. Убивая Нолу, невинную старушку и своего неродившегося ребенка, Крис обретает страдание навсегда. Это теперь вечное оправдание его восприятия жизни как трагедии.
Есть такая поговорка: каждый получает то, что заслуживает. О нет, это не так, мой дорогой. МЫ ВСЕ ПОЛУЧАЕМ ТОЛЬКО ТО,ЧТО ХОТИМ ПОЛУЧИТЬ. Ну, конечно, мы заслуживаем того, что мы хотим – буквально как в той рекламе дешевого дорогого крема…
Так что же меня зацепило в тебе? Уж конечно, не наши ночи, и не даже не наши разговоры по три часа. Не твои прекрасные глаза, которые мне иногда снятся, и не твои руки – самые нежные на свете. Я сейчас скажу тебе, и ты будешь… ммм… немножко удивлен. Я сама удивлена.
Кино и музыка. Кевин Смит, и Джим Джармуш, и Лакримоза, и Том Уэйтс. И то, что ты заставил меня это смотреть и слушать. И то, что твоя, мягко говоря, настойчивость (правильнее сказать, тирания) в конце концов развернула мое упрямое барашковое сознание, и я перестала циклиться на одних только своих вкусах и пристрастиях, и начала осознавать и принимать нечто новое… Я даже не знаю, как это точно выразить, с чем сравнить. Но это сродни превращению, качественному изменению. Так вода становится паром – или наоборот.
Знаешь, как это называется? Менять жизнь другого.
Обладаешь ли ты этой силой? В отношении меня – несомненно, обладаешь. Обладаю ли ею я? Не знаю, не уверена. Ведь даже насильно можно изменить сознание только того, кто любит тебя. А ты…
Не буду продолжать. Мне кажется, я знаю ответ. Но может быть, мне это только кажется…
Знаешь, чего я очень боюсь? Что ты неуловимо похож на Криса в этой своей тяге к страданию, в этой ипохондрии, когда радость приходит только через боль. И я определенно не хочу стать ни Нолой, ни Хлоей. Поэтому, наверное…
А фильм гениальный. Тебе понравится. Посмотри обязательно.
Искренне твоя,
Барашка
НЕОЖИДАЛ совсем! Если ты понимаешь о чём я.
Я от тебя — не ожидала. Хотя… Чего и ждать, если не этого?
Доживем, Костя. Доживем в одиночку, не страдая, не мучаясь. Не любя.
Прошло время и я узнал о дневнике. Сейчас прочитав осмысливаю… Мне очень хотелось синхронизироваться с тобой и сейчас хочется.