БЫЛА ЛИ У ЭТОГО ПАРНЯ СЕКСУАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ, или Он просто гений?
avatar

Я не знаю, как это было на самом деле – думаю, что никто не знает. Но и фильм, и интервью Марка опровергают Лидию Маслову, написавшую в «Коммерсе» буквально следующее: «Социальная сеть» Дэвида Финчера – фильм о том, как в 2003 году из сексуальной фрустрации одного юноши возникла самая популярная в настоящее время социальная сеть Facebook».

Что касается Марка, то он открестился очень просто: сказал, что со своей нынешней девушкой Присциллой познакомился еще на втором курсе, так что никаких фрустраций.

А в фильме и подавно все четко. По версии Финчера, единственное, по поводу чего действительно комплексовал Цукерберг – это социальное положение. С самого начала он заявляет, что хочет вступить в гарвардский клуб, потому что это престижно и «дает возможность встречаться с важными людьми». Он бы и вступил, тем более, что шанс вроде бы подвернулся, но тут у него рушатся отношения с Эрикой – и из этого рождается face… нет, не book. Facemash – онлайн-голосовалка за самую сексуальную студентку. «Левая? – Правая!» За ночь написан сайт, трафик которого практически мгновенно обрушил сеть Гарварда. «За это я заслуживаю поощрения. – Простите? – Я ведь выявил слабые места в системе». В итоге в клуб вступает не Марк, а его приятель Эдуардо. Упс, Марку это неприятно…

Но дальше Марк сражается, тем не менее, не с Эрикой и не с Эдуардо, как можно было бы ядовито предположить, а с братьями Винклвоссами, пожелавшими нанять его – и подавшими ему идею, которую он развил до полной неузнаваемости, ни разу не воспользовавшись их исходниками. Да и зачем бы они ему? Он сам в состоянии написать лучше. Братья, узнав о заработавшем Thefacebook, приходят в ярость и пытаются отвоевать свои права на интеллектуальную собственность. Но Марк придерживается другого мнения: «человек, смастеривший отличный стул, не должен платить всем, кто делает стулья». Приходится признать, что в этом он прав.

Почему бы Марку не быть честными с красавцами-близнецами? А вы поставьте себя на его место – и задайтесь этим вопросом, мысленно идя по холоду в сланцах на босу ногу за двумя холеными лосями, которые выше вас ростом сантиметров на 30, в прихожую клуба, где они состоят уже пару лет, а вас туда никто приглашать не собирается. Выслушивая от них снисходительные намеки на то, что они собираются вас облагодетельствовать своим предложением. И принимая от них в подарок сэндвич, который ох как кстати, потому что очень уж, извините мой французский, хочется жрать. В довершение, братья еще и гребцы – а они, как говорила Эрика еще до начальных титров, так нравятся девушкам!

Вот она, фрустрация – только не сексуальная, а социальная. И сеть, которую построит Марк, тоже будет социальной. Казалось бы, это такая банальная история: стать миллионером – и наплевать на всех, кто тебя презирал до этого. «Что вы говорите? Клуб «Феникс»? А вы знаете, что моих денег сейчас хватит на то, чтобы купить всю улицу, на которой стоит «Феникс», и переделать его здание в зал для пинг-понга?» Вот только под этой банальщиной немедленно обнаруживается второй слой: гениальность Марка. Его бешеная скорость восприятия и готовность за секунды превратить чье-то случайное замечание в готовую идею, идею – в часть проекта, а заодно тут же написать код под это дело.

И когда все та же Маслова говорит, что успех фильма объясняется тем, что он «позволяет человеку даже с микроскопической самооценкой почувствовать себя лучше, умнее и обаятельнее самого молодого миллиардера в сети» – то мне как-то в это не очень верится. Богатые тоже плачут, верно – в этом, пожалуй, весь пафос изумительно точного финала, где Марк все обновляет и обновляет страничку Эрики на Facebook. Но при чем тут самооценка зрителя? Чтобы почувствовать себя умнее Марка, сначала надо создать проект, который привлечет больше народу и принесет больше денег, чем самая популярная на сегодня сетка. Насчет обаяния я промолчу, это дело вкуса. По мне, так и сам Марк, и сыгравший его Джесси Айзенберг вполне себе по-мужски симпатичны и обаятельны, и будь я американской студенткой… Ну да ладно, не обо мне речь.

А вот насчет того, чтобы почувствовать себя лучше Марка… Это да. Предательство лучшего друга, на деньги которого начинался бизнес, за обшлаг не засунешь. Хотя, если отбросить в сторону романтическую сторону вопроса и обратиться к логике бизнеса, где, как известно, никаких друзей не существует, а есть только партнеры, то все становится на свои места.

«Переезжал бы ты к нам, Вардо. Я боюсь, если тебя здесь не будет, ты останешься вне игры», — честно предупреждает Марк, подсчитывающий пользователей Facebook уже сотнями тысяч. Но перед глазами Эдуардо Саверина красная тряпка – маг и чародей Шон Паркер, который фактически уже заменил его на посту финансового директора.

«Его здесь быть не должно, он не из нашей команды!» — взрывается Вардо. И тут же следует ключевой диалог, высвечивающий всю суть этого конфликта:

– Я в Нью-Йорке провожу в метро по 14 часов в день, ищу разных рекламщиков! – орет Саверин.
– Да? – переспрашивает Цукерберг. – И много уже нашел?

Марк судит людей не по тому, что они делают – а по тому, что уже сделали. И живет не по тем правилам, которые ему пытается навязать общество (это нормально, оно всем пытается их навязать) – а по своим собственным, соблюдая только федеральное законодательство. Да и его иногда ухитряется обходить – ну неудобно потому что. Творить мешают. «Я невнимательно вас слушаю, господин адвокат, потому что мои мысли заняты тем, на что в этом зале никто, в особенности ваши клиенты, не способен в принципе».

Да, он такой. Его все судят: обиженные близнецы, руководство университета, Эрика, Эдуардо, мы с вами… и даже сам режиссер, Дэвид Финчер, порой перевоплощается из наблюдателя в судью. А герою на это наплевать. «Люди хотят общаться в интернете, надо дать им такую возможность!»

Почему еще этот фильм классный? Женщин в нем очень, очень мало. Зато много мужчин – молодых, успешных, привлекательных. И отношения Финчер рассматривает именно между мужчинами. Редкий случай – и безусловно, интересный.

Итого: не верьте критикам, дамы и господа, ходите в кино сами. 

P.S. Деталь, наполняющая меня мелкотравчатой, но все же гордостью. Все согласны, что дубляж в фильме просто супер? Так вот, уже после того, как я посмотрела данный шедевр на большом экране, выяснилось, что с актером, озвучившим Марка, я знакома лично. Это Прохор Чеховской (на фото). Надо же – и ведь не узнала голоса. Но все равно хожу важная, как павлин… ну вот приятно это очень.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Продемонстрируйте Вашу человечность. Решите примерчик. * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.